Решила целенаправленно изучить статьи психолога, о котором писала ранее.
Заметки буду оставлять здесь.
о проблеме выбора всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всегда всего два варианта выбора. Выбор в пользу прошлого – или выбор в пользу будущего.
Вся статья очень хорошая. Перечитывать каждый раз, когда одолевают сомнения.
Мои выводы:
- в пользу прошлого выбирать только если тебя устраивает всё как есть в данной сфере твоей жизни
- ты никогда не сможешь понять сразу, правильный ли ты сделал выбор. риск есть всегда, если ты выбираешь будущее. можно только проанализировать свой опыт принятия решений и понять, о чём ты жалеешь больше. о том, в пользу чего ты сделал выбор, или о том, от чего ты отказался.
про инфантилизмразвлечения не должны составлять основу досуга.
Ориентация на игру. Развлечениям отдается предпочтение перед другими видами деятельности. Благо, что современная цивилизация предоставляет огромное количество вариантов развлечений, которые помогают избежать страшной для ребенка и инфантильного взрослого вещи – скуки. «Мне скучно – развлекайте меня!». Немалая доля дохода уходит на развлечения и игры. Они бывают разными. Компьютерные игры, бесконечные посиделки с друзьями дома или в барах, походы по магазинам (то, что называется модным словечком «шопинг»), кино и дискотеки, приобретение все новых и новых игрушек (у мужчин в их роли нередко выступают технические новинки). Важность «игрушек» определяется не их функциональностью, а внешним видом и новизной…Наиграются – и отложат… Ничто из вышеперечисленного само по себе не является чем-то плохим, зрелые люди тоже вполне могут все это делать, однако у незрелых личностей развлечение составляет основу досуга или же весь досуг в целом.
подумать: Неспособность к принятию решений и к мобилизации сил для реализации этих решений. Принятие решений требует развития воли, а это одна из характеристик зрелого человека. Взрослая личность способна действовать вопреки «устал», «не хочу», «не могу», «трудно», опираясь на собственную волю. Для ребенка же «не хочу» или «трудно» – прямой аргумент не делать что-то. Инфантильный человек выбирает пути наименьшего сопротивления, те, где придется как можно меньше напрягаться. «Зачем мне этот геморрой?!», «В лом», «Умный в гору не пойдет» (забывая при этом, что обойти гору не получится – за ней следующая гора).
То, что происходит в жизни инфантильного человека, не становится жизненным опытом, а остается просто событиями. Потому что – не осмыслено.
Таковы инфантильные личности. На самом деле практически все мы начинаем именно с этого. Зрелости мы достигаем в разное время – или не достигаем ее никогда. Все зависит от того, как мы относимся к процессу жизни. Встречаем жизнь лицом к лицу, со всеми ее испытаниями – или же делаем вид, что ничего такого нет, и что жизнь – просто вечный праздник… Есть одно обстоятельство, которое инфантильный, так и не ставший взрослым человек, не может или не хочет принять. Взросление часто происходит через боль. Боль ошибок. Тревоги за других людей… Боль разочарований… Преодоление страхов и сомнений, тревоги, неуверенности в собственных силах... В радости и счастье мы отдыхаем и набираемся сил, в горе и испытаниях преодолеваем новую ступеньку.
Три великих вопроса: «кто я?», «чего я хочу?» и «зачем я это делаю?» - задавать себе периодически, следить за прогрессом.
перемены - тяжелее, чем привычный дискомфорт низкой интенсивности.
про чувство виныЧувство вины можно определить как разрушительное эмоциональное состояние, направленное на себя в ситуации, когда мы совершили то, что сами для себя считаем неприемлемым. Это своего рода «самопредательство». Мы сверяем свои поступки со своими ценностями, и, если преступаем их, то превращаемся в преступников. => как нас заставляют чувствовать вину
Важно разделить вину и ответственность: их любят смешивать, говоря «ты виноват», а подразумевая «ты ответственен за это». Ответственность – это осознание себя причиной того, что произошло, происходит и будет происходить, и она не имеет никакой связи с виной. Можно быть ответственным, но не чувствовать себя виноватым. Когда я отвечаю за что-то, то я исправляю негативные последствия своих неверных действий, или принимаю поздравления за положительные результаты (без ложной скромности). Когда я несу вину за что-то, то я не делаю ничего – я казню сам себя. Иными словами, вину не исправляют, вину – искупают. Это состояние жертвы, когда я не могу уже ничего исправить (так как действие уже совершено), но могу загладить последствия - подарками, самобичеванием и т.п. Ответственность неразрывно связана с ощущением силы (в моих силах сделать то-то и то-то), вина – с ощущением бессилия.
Если вина – интимно-личностное состояние, то стыд – публичное. Он возникает тогда, когда другие люди узнают о том, что мы делаем что-то предосудительное, и для нас важно мнение других людей.
Существует еще одно особенное состояние – экзистенциальная вина, о которой я уже упоминал в статье «Психология выбора». Это сожаление о тех возможностях, которые у нас были, но которыми мы не воспользовались, потому что испугались и нашли тысячу надуманных поводов, чтобы что-либо не делать. Мы жалеем о том, что уже невозможно исправить, и при этом ответственность остается все равно на нас.
Как избавиться от чувства вины? Ответить на этот вопрос просто, а вот сделать – намного труднее. Если вы чувствуете свою вину перед кем-то, спросите себя: «Что именно я сделал?» и «Что в моих силах сделать, чтобы изменить ситуацию»? Если вы можете исправить (исправить, а не искупить!) сделанное – исправьте. Если нет, ответьте на вопрос: «Какие именно внутренние правила я нарушил, за которые теперь сам себя наказываю?».
Гомосексуальность как норма (рассмотрение вопроса с различных ракурсов).
Далее с 20 марта 2011.
Решила целенаправленно изучить статьи психолога, о котором писала ранее.
Заметки буду оставлять здесь.
о проблеме выбора
про инфантилизм
Три великих вопроса: «кто я?», «чего я хочу?» и «зачем я это делаю?» - задавать себе периодически, следить за прогрессом.
перемены - тяжелее, чем привычный дискомфорт низкой интенсивности.
про чувство вины
Гомосексуальность как норма (рассмотрение вопроса с различных ракурсов).
Далее с 20 марта 2011.
Заметки буду оставлять здесь.
о проблеме выбора
про инфантилизм
Три великих вопроса: «кто я?», «чего я хочу?» и «зачем я это делаю?» - задавать себе периодически, следить за прогрессом.
перемены - тяжелее, чем привычный дискомфорт низкой интенсивности.
про чувство вины
Гомосексуальность как норма (рассмотрение вопроса с различных ракурсов).
Далее с 20 марта 2011.